Всемирный
день безопасности пациентов учрежден в мае 2019 г. и отмечается 17 сентября.
Основная его цель – обратить внимание мирового сообщества на улучшение качества
оказания медицинской помощи, разработку методов, которые позволят снизить до
минимума негативное влияние на здоровье пациентов.
Каждый
год в преддверии Единого дня здоровья Всемирная Организация Здравоохранения
(ВОЗ) выбирает тему, которая станет лозунгом и призывом к действию на ближайшие
365 дней. В 2023 году в качестве признания центральной роли пациентов, их
родственников и лиц, осуществляющих уход, в обеспечении эффективности
лечебно-диагностического процесса Всемирный день безопасности пациентов
посвящен теме «Повышение роли пациентов в безопасном оказании
медицинской помощи».
Цель
Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о
безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях,
направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов
во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их
родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
Вовлечение
пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по снижению
риска осложнений и повышению безопасности в процессе медицинского обслуживания.
При этом очень важно, чтобы пациенты становились активными партнерами
медицинских специалистов при оказании им необходимой помощи.
Отношения
между врачом и пациентом являются центральной частью здравоохранения и
медицинской практики. Они должны строиться на доверии, уважении, общении и
взаимопонимании, что позволяет обеспечить высокое качество медицинского
обслуживания пациента и оптимальное функционирование врача. При этом
доверительный аспект этих отношений должен быть взаимным: врач доверяет
пациенту ту информацию, которая может иметь отношение к данному случаю, а
пациент, в свою очередь, доверяет ему некоторые подробности своей жизни,
понимая, что врач обязан уважать его частную жизнь и не разглашать эту
информацию третьим лицам.
Имеются
данные о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании медицинской
помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и
удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты
лечебно-диагностического процесса.
Культура
безопасности пациента.
Для
повышения уровня здоровья и эффективности лечебно-диагностических процедур,
профилактики осложнений разработаны рекомендации для населения, так как каждый
из нас является потенциальным пациентом.
· Помните, что основа вашего здоровья и благополучия –
это профилактика заболеваний, которая включает в себя целый спектр мероприятий:
отказ от курения и злоупотребления алкоголем, поддержание нормального веса,
правильное питание, двигательная активность, укрепление иммунной системы
(достаточный сон, витамина Д3, минералов), соблюдение правил гигиены.
· Старайтесь своевременно обращаться за медицинской
помощью, чтобы не упустить время и не перевести проблему в хроническую.
· При посещении врача давайте полную и точную информацию
о своем здоровье и о возникших проблемах – это важно для постановки правильного
диагноза.
· Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы пациент или
родственник/законный представитель, чтобы получить больше информации о
заболевании, ее причинах и течении, о профилактике осложнений и правильной
тактике при возникающих проблемах.
· Информируйте медицинских работников о любых
отклонениях в состоянии своего здоровья или здоровья подопечного при получении
медицинской помощи.
· Узнайте мнение другого специалиста, если нужно иметь
больше информации для принятия решения о своем здоровье, и не забудьте обсудить
это с вашим лечащим врачом.
· Ведите себя вежливо и тактично. Помните, что грубое
поведение может негативно сказаться на результатах лечения. Проведенные
исследования показали, что у персонала, который сталкивался с грубым поведением
пациентов или их родственников, или был свидетелем этого, снижалась способность
эффективно выполнять некоторые из своих более простых задач и процедур.
Объединим
усилия для повышения своей безопасности при получении и оказании необходимой
медицинской помощи.