Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении" (далее – Закон) урегулирован порядок обращения за назначением пенсии. Следует отметить, что назначение пенсии носит заявительный характер. Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.
Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления, при наличии у заявителя права на пенсию, обязан оформить необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением, своим представлением направить их в управление по труду, занятости и социальной защите (далее – управление) по месту жительства (регистрации) заявителя. Если у работника, обратившегося за назначением пенсии, отсутствует право на пенсию, работодатель обязан принять решение об отказе в представлении к назначению пенсии, и сообщить заявителю о принятом решении в письменной форме с указанием причины отказа.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в управление по месту жительства (регистрации).
Неработающие граждане, индивидуальные предприниматели, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, творческие работники, не работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашние работники, работники религиозных организаций, лица, обучающиеся в учреждениях образования, и т.д., и члены семей вышеуказанных граждан, а также лица, не имеющие права на трудовую пенсию по вопросу назначения пенсии с заявлением и необходимыми документами обращаются непосредственно в управление по месту жительства (регистрации).
Следует отметить, что заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в управление по месту жительства (регистрации) его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Лица, находящиеся в местах лишения свободы, реализовывают свое право на пенсию, подавая заявление и необходимые документы в управление по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Действующим законодательством предусмотрено, что заявление о назначении пенсии и необходимые для назначения пенсии документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в управление, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения. В данном случае, при обращении за назначением пенсии доверенное лицо обязано предоставить в управление документ, удостоверяющий личность лица, реализующего свое право на пенсию.
Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Днем обращения за пенсией считается день приема управлением заявления (представления) со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера. Если заявление (представление) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами пересылается почтовой связью, днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, управление сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления).
Если недостающие документы будут представлены в управление позднее месячного срока, то на основании имеющихся документов управлением принимается решение о праве заявителя на пенсию, а на основании дополнительно представленных документов, в соответствии со статьей 81 Закона, производится перерасчет пенсии с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором представлены дополнительные документы. В случае, если на основании имеющихся документов, у заявителя отсутствует право на пенсию, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.
Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии, о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в управление по месту жительства заявителя (законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный). Лица, находящиеся в местах лишения свободы, подают указанное заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Днем обращения за перерасчетом пенсии, возобновлением ее выплаты, переводом с одной пенсии на другую считается день приема управлением заявления со всеми необходимыми документами, если их нет в пенсионном деле (при пересылке заявления со всеми необходимыми документами почтовой связью - дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления).
Следует отметить, что одним из документов, необходимым для реализации права заявителя на пенсионное обеспечение, является документ, удостоверяющий личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающий место жительства, Для граждан Республики Беларусь документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь – вид на жительство.