В обиход давно вошло выражение, что осенний день год
кормит. К началу полевых работ все сельскохозяйственные предприятия страны должны
быть готовы на сто процентов.
Своевременное и бесперебойное обеспечение хозяйств
топливом и смазочными материалами (ГСМ) — важная составляющая, способствующая
успешному проведению полевых работ. На сегодня насчитывается достаточное
количество исправных специализированных транспортных средств (автоцистерн),
осуществляющих перевозку светлых нефтепродуктов.
В ходе плановых проверок и МТХ инспекторами
Госпромнадзора установлено, что обязательные проверки и испытания цистерн, а
также проверки специального оборудования цистерн и заземляющих устройств,
проводятся специализированными организациями, имеющими разрешение Госпромнадзора,
в установленные сроки.
По результатам проведения проверок в нынешнем году не выявлено ни одной
автоцистерны, принадлежащей агропромышленному комплексу, с нарушениями, при
которых эксплуатация транспортного средства запрещается. К таким нарушениям
относятся:
-дефекты рамы, сцепного устройства, тормозной системы, видимые
нарушения геометрии корпуса цистерны и их элементов;
-течи в соединениях трубопроводов и арматуры, потеки через уплотнения насосов,
вентилей, задвижек, прокладки резьбовых соединений, заглушек и торцевых
уплотнений, потеки и потери перевозимых жидкостей (материалов) через неплотности
соединений цистерны и рукавов;
-видимые зазоры в местах крепления цистерны к раме (шасси) автомобиля,
геометрическая деградация крепежных элементов цистерны, опор, стремянок;
-транспортное средство не прошло государственный технический осмотр и
на него не получено разрешение на допуск транспортного средства к участию в
дорожном движении;
— транспортное средство не
зарегистрировано в Госпромнадзоре или иных государственных органах, уполномоченных
регистрировать транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных
грузов;
— отсутствует (или имеется с
истекшим сроком) свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке
опасных грузов;
— водитель не имеет
свидетельства ДОПОГ о соответствующей подготовке;
— имеются неисправности системы
автоматики и (или) аварийной сигнализации;
— нарушены сроки проведения
проверок цистерн;
— нарушены требования к
нанесению маркировки;
— изменения в конструкции
цистерны выполнены без согласования с изготовителем, а в случае внесения в
конструкцию изменения, влияющего на безопасность дорожного движения, — без документа,
подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям безопасности;
— имеются повреждения крышек
загрузочных люков, их запоров и деталей уплотнения;
— на цистернах отсутствуют
заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, п. 58
постановления МЧС Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 35.
Однако, учитывая длительный срок эксплуатации
автомобильных цистерн и специфику сельскохозяйственных работ, необходимо
постоянно обращать внимание на техническое состояние несущих и крепежных
элементов цистерн, состояние шин, защищенность электропроводки, находящейся
во взрывопожароопасных зонах автоцистерн, исправность
заземляющих устройств и средств пожаротушения и обязательного использования
системы информации об опасности (включение маячка оранжевого цвета, ближнего
света фар и т.д.).
Экономия ГСМ достигается не только технически
правильной организацией слива и хранения нефтепродуктов, но и применением их
строго по назначению при эксплуатации машинно-тракторного парка.
Сохранение качества ГСМ особенно важно для обеспечения
надежной и долговечной работы транспорта. Предупреждать потери и утечки нефтепродуктов
необходимо еще и в целях защиты окружающей среды.
Своевременно доставить ГСМ важно и необходимо, но не
менее важно организовать безопасное проведение сливоналивных операций и
погрузочно-разгрузочных работ с ГСМ, в том числе мероприятий по защите от
статического электричества, действие которого непредсказуемо и опасно.
Важнейшая задача для хозяйств во время проведения
полевых работ — обеспечить экономию, сохранность качества и рациональное
использование ГСМ.
Для выполнения вышеуказанного на предприятиях
необходимо иметь лиц, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ
с опасными грузами. Функции лица, ответственного за безопасное проведение
погрузочно-разгрузочных работ, должны быть изложены в должностной и (или)
рабочей инструкции или в приказе (распоряжении) о назначении ответственных лиц.
Лицо, ответственное за безопасное проведение
погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивает:
— контроль наличия на
транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых
документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствия этих
документов и оборудования обязательным для соблюдения требований технических
нормативных правовых актов;
— контроль состояния и сроков
испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных
операций;
— принятие мер по
информированию работников о видах опасности, связанных с погрузкой и выгрузкой
опасных грузов;
— контроль состояния
контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличие
подготовленного персонала с отметкой в журнале проверки состояния контейнеров,
транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного персонала
(далее — журнал) — до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
— соблюдение требований в отношении идентификации
загружаемых опасных грузов.
Лицо, ответственное за безопасное проведение
погрузочно-разгрузочных работ, должно:
— до начала выполнения
погрузочно-разгрузочных работ провести проверку состояния контейнеров,
транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного
персонала с отметкой в журнале.
— после выгрузки опасного груза
проконтролировать, чтобы транспортное средство или контейнер, в которых
содержались упакованные опасные грузы и произошла их утечка, разлив или
россыпь, до новой загрузки прошли очистку;
— своевременно организовывать и
проводить зачистку резервуаров, техническое обслуживание топливораздаточных
(маслораздаточных) колонок, трубопроводов и задвижек;
— постоянно проверять плотность
соединений трубопроводов, герметичность люков и крышек резервуаров, исправность
работы дыхательных клапанов, отсутствие трещин в сварных швах, а также
целостность и исправность заземляющих устройств;
— убедиться в наличии и
исправности соответствующих комплектов первичных средств пожаротушения,
включающих щиты с пожарным инвентарем и ящики с песком, огнетушители и прочий
инструмент.
Все светлые нефтепродукты, используемые в качестве
топлива, по своей природе являются легковоспламеняющимися, некоторые обладают
ядовитыми свойствами, поэтому при выполнении вышеуказанных работ необходимо
строго соблюдать установленные правила перевозки опасных грузов и
противопожарные мероприятия.