В текущем году в
Госпромнадзор поступила информация о четырех происшествиях со стреловыми
самоходными грузоподъемными кранами (далее – автомобильный кран), связанных с
потерей их устойчивости и опрокидыванием.
Анализ
материалов технических расследований показывает, что основной причиной
вышеуказанных происшествий стал «человеческий фактор», выразившийся в нарушении
требований промышленной безопасности к установке автомобильных кранов,
производстве работ с отключенными приборами безопасности, отсутствии контроля
лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию автомобильных кранов, за
действиями машинистов кранов (крановщиков).
14.08.2024 при проведении
погрузочных работ произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55727-С-12
(2022 года выпуска,).
Причиной
потери устойчивости (опрокидывание) крана
с последующим повреждением металлоконструкций стрелы, стал провал грунта под
передней правой опорой крана. В месте установки грузоподъемного крана в
соответствии с проектом производства работ, проектом организации строительства
линии подземных коммуникаций,
а так же иные подземные сооружения не обозначены.
Согласно материалам расследования
инцидент не имеет причин, связанных с техническим состоянием грузоподъемного
крана, используемых при выполнении грузоподъемных операций, съемных
грузозахватных приспособлений.
20.09.2024 при производстве
работ по реконструкции тепловых сетей произошло опрокидывание крана
автомобильного
КС-55713-1К-4 (2023 года выпуска).
Согласно материалам
расследования при выполнении работ
по подъему предварительно изолированных труб длиной 12 м
потеря устойчивости автомобильного крана произошла в результате разрушения
перекрытия тепловой камеры и провала правой передней опоры крана во внутрь
тепловой камеры. Повреждение металлоконструкций крана произошло в результате
его падения.
Технических причин происшествия, связанных с техническим
состоянием грузоподъемного крана, не выявлено.
Организационной
причиной происшествия стало нарушение порядка производства работ с применением
грузоподъемного крана, выразившиеся в не обеспечении надлежащего контроля за выполнением
машинистом крана инструкций по безопасному ведению работ (инструкций
по эксплуатации), требований проекта производства работ
и технологических регламентов в части запрета установки крана
для работы на бетонное перекрытие тепловой камеры, надежность которого не
проверена.
В
ходе расследования при изучении результатов расшифровки данных регистратора
параметров было установлено, что машинист крана систематически нарушал
требования по безопасному ведению работ, регулярно выполняя их с превышением номинальной грузоподъемности крана
до 200%, предварительно отключив ограничитель грузоподъемности.
15.10.2024 произошло
опрокидывание крана автомобильного
КС-55713-6К-3 (2012 год выпуска), на строительном объекте «Автомобильная дорога
Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный –Гродно».
При
опрокидывании грузоподъемного крана были повреждены металлоконструкции стрелы
крана и защитное ограждение моста, которое упало на маршрутное такси,
движущееся под путепроводом. Пострадавших нет.
Согласно акту опрокидывание
грузоподъемного крана не связано
с его техническим состоянием. Причинами потери устойчивости стали: подъем груза
массой, превышающей номинальную грузоподъемность при максимальном вылете
стрелы; выполнение работ грузоподъемным краном с не выдвинутыми балками
выносных опор; отсутствие контроля
со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ,
за правильностью установки грузоподъемного крана.