Коррупция является важнейшей
общественно - политической проблемой, снижающей темпы экономического роста.
Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной
направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти,
препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления,
подрывают доверие граждан к властным структурам.
Согласно ст.1 Закона Республики
Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция - это умышленное использование
государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным
должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в
целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы,
услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а
равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо
иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой
выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них
или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или
приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия
или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых)
обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах
юридического лица, в том числе иностранного.
В соответствии с положениями ст. 16 Закона Республики Беларусь «О
борьбе с коррупцией» государственное должностное лицо, лицо, претендующее на
занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения
действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного
положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в
личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по
соблюдению ограничений, установленных статьями 17–20 настоящего Закона, а также
порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного
статьей 21 настоящего Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях
неисполнения такого обязательства.
Обязательство государственного
должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного
должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой
соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого
обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на
должность государственного должностного лица, в назначении на должность
государственного должностного лица либо освобождение государственного
должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном
законодательными актами.
Статьей 17 Закона Республики
Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлены ограничения, установленные для
государственных должностных и приравненных к ним лиц. Государственное
должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской
деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу
(супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении
предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
быть представителем третьих лиц
по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной
организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо
подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей)
государственного органа, иной организации;
совершать от имени
государственных организаций без согласования с государственными органами
(организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых
они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или
аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о
хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или
свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его
супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно
поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным
лицам;
совершать от имени организаций,
в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в
собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в
нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных
обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или
аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о
хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или
свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его
супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно
поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
принимать участие лично или
через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
иметь счета в иностранных
банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных
государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
выполнять имеющие отношение к
служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии,
иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за
исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов),
использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных
организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится
с интересами государственной службы;
принимать имущество (подарки),
за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных
официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих
лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
осуществлять поездки за счет
физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его
служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных
командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или
свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами
Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами
Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств
соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального
органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных,
творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений
(фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности
таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных
партнеров;
использовать во внеслужебных
целях средства финансового, материально-технического и информационного
обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и
информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено,
полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.
Вышеуказанные вопросы
соблюдения действующего антикоррупционного законодательства, а также законности
и прозрачности процедуры закупок товаров, работ и услуг субъектами
хозяйствования района, имущество которых находится в коммунальной собственности
района, находятся на постоянном контроле прокуратуры Городокского района.
За
истекший период 2024 года прокуратурой Городокского района проведено 3 проверки
исполнения субъектами хозяйствования и иными государственными организациями
антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесено 2
представления об устранении нарушений законодательства, вынесено 3 предписания
об устранении причин и условий, способствующих коррупции, принесено 3 протеста
на противоречащие законодательству акты государственных организаций.
Основные
нарушения допускаются ввиду несоблюдения должностными лицами требований
законодательства о государственных закупках товаров
(работ, услуг).
Анализ
работы созданных в регионе комиссий по противодействию коррупции
свидетельствует об их низкой эффективности, в связи с отсутствием качественного
планирования деятельности и реализации предоставленных полномочий по
противодействию коррупции.
Как
правило, работа по планированию мероприятий, направленных на снижение
коррупционных рисков, профилактику коррупционных правонарушений, а также
правонарушений, создающих условия для коррупции, проводится формально,
запланированные мероприятия из года в год дублируются. При этом большинство из
мероприятий являются бессодержательными, поскольку их выполнение и так
предусмотрено законодательством.
Заместитель прокурора
Городокского района